«…Кризис новых имен в театральной режиссуре высшего звена был оригинально решен в киевском Молодом театре. Вместо того чтобы ждать, когда же, наконец, столичные режиссеры начнут действовать, театр пригласил зрелого профессионала из региона, Андрея Бакирова, зарекомендовавшего себя с лучшей стороны постановками в Чернигове, Харькове и Севастополе…»
TimeOut
Анастасия Гайшенец
Голубка
Кризис новых имен в театральной режиссуре высшего звена был оригинально решен в киевском Молодом театре. Вместо того чтобы ждать, когда же, наконец, столичные режиссеры начнут действовать, театр пригласил зрелого профессионала из региона, Андрея Бакирова, зарекомендовавшего себя с лучшей стороны постановками в Чернигове, Харькове и Севастополе.
Для дебюта на киевской сцене Бакиров выбрал пьесу французского драматурга и интеллектуала-парадоксалиста Жана Ануя, известного своим талантом тонкого переосмысления классических сюжетов. Результатом усвоенного опыта стали внятная режиссерская лексика и обостренное драматургическое чутье. Спектакль оставляет впечатление наивного доверия режиссера драматургу, а актеров — режиссеру.
Помимо дебютной работы Бакирова, «Голубка» является бенефисом народной артистки Тамары Яценко — живой иконы театрального гротеска. В спектакле актрисе отведена роль жестокой, но феерической театральной дивы, вокруг которой бушуют страсти, приводящие порой к погибели.
История, рассказанная в «Голубке» (по пьесе «Коломба»), достаточно типична: бедная, но честная цветочница, оказавшись с ребенком на руках и без средств к существованию, попадает в протеже к стареющей театральной диве. В жерло разврата ее толкает собственный муж, сын стареющей дивы, который, будучи призванным во французскую армию, оставляет свою семью на попечение матери. Через три месяца он возвращается с анонимным письмом, разоблачающим легкое поведение его супруги. Убедившись в том, что письмо — не голословная клевета, молодой человек накладывает на себя руки. На первый взгляд конфликт очевиден: искренность и честность не могут выжить в мире, где правят порок и фальшь.
Романтический герой противопоставляет этому миру нормальные человеческие ценности — честность, преданность, скромность. Отхлестав этими ценностями безучастную маску общества, герой стреляется. Печально, но факт: прав тот, кто жив. Визуальный образ спектакля (художник Алексей Гавриш) сочетает в себе эстетику эпохи декаданса с вычурной пасторалью придворного театра. Сценография «Голубки» тонко подчеркивает поставленный в спектакле вопрос о том, что же все-таки важнее — быть или казаться, носить фальшивые жемчуга или вообще ходить без украшений?